ActionTeaser.ru - тизерная реклама

**ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ

Еще в древних цивилизациях существовали определенные правила, гласные и негласные, регулирующие деятельность по оказанию медицин-ской помощи (кодекс Хамураппи в Древнем Вавилоне, Свод законов Ману в Древней Индии, согласно которому за спасение жизни пациента врачу выплачивалось вознаграждение, а в случае неудачного лечения врач под-вергался штрафу, сумма которого зависела от кастового положения боль-ного).
Такой характер отношений между пациентом, врачом и государст-вом определяет, видимо, самую первую модель здравоохранения, которую сейчас принято называть платной медициной: за все медицинские услуги платит или сам больной, или его родственники и друзья.
Рост стоимости медицинских услуг и развитие производства в сред-невековой Европе привели к появлению группы населения — ремесленни¬ков, которые не могли обеспечить себе медицинскую помощь путем ее ча¬стной оплаты и не могли рассчитывать на государственную и благотвори-тельную помощь, так как не относились к беднейшим слоям населения. Тогда родилась идея создания общих касс, куда люди, объединенные по родственному, профессиональному или территориальному признаку, вно-сили небольшие платежи, предназначенные для оплаты, в случае необхо-димости, медицинской помощи одному или нескольким из них. Так очень упрощенно можно представить становление модели, которую сейчас мы называем страховой.
По мере развития системы некоторые кассы стали не просто оплачи¬вать услуги любых врачей, но и стали заключать договоры с определенны¬ми врачами на осуществление ими помощи членам фондов (касс) на регу¬лярной основе, а затем и создавать, развивать собственную, принадлежа¬щую фондам, службу медицинской помощи в виде больниц и нанимаемых на работу врачей. Управление больничными кассами осуществлялось на общественной основе собраниями членов больничных касс и правлениями, в которые входили представители работников и работодателей. Эта воз¬никшая на основе общественного движения модель страхования была ис- пользована в дальнейшем при создании системы государственного соци¬ального страхования в Германии, а позднее и в других странах.
История обязательного медицинского страхования наиболее показа¬тельна в Германии, где на его основе сформировалась «страховая меди¬цина», особая система организации здравоохранения, основанная на трех источниках финансирования: государственном бюджете, обязатель¬ных взносах работников и обязательных взносах работодателей.


Практически все страны современного мира, экономическая система которых характеризуется как социально ориентированная рыночная эко-номика, в той или иной мере используют обязательное медицинское стра-хование для решения проблем здравоохранения. Это и определяет особый интерес к истории здравоохранения Германии, истории медицинского страхования в этой стране.
Впервые обязательное медицинское страхование в законодательном порядке было введено в Пруссии в 1845 г., еще до возникновения Герма¬нии как единого государства. Закон обязывал работников определенных (но не всех) профессий и специальностей быть застрахованными на случай болезни. В дальнейшем понимание того, что нация должна иметь доста-точные гарантии в вопросах социальной защищенности для всех граждан привело к разработке и принятию в 1883 закона о медицинском страхова-нии на территории всей Германии. В целом развитие социального страхо-вания в Германии связано с принятием в конце 19 века трех законов — «За-кона о страховании рабочих по случаю болезни», «Закона о страховании от несчастных случаев, «Закона о страховании по инвалидности и старости». В основе политики Отго Бисмарка, позволившей разрядить социальную ситуацию в Германии, были его взгляды, что основными факторами риска для рабочих являются болезни, несчастные случаи, инвалидность и ста¬рость. Законы, принятые при правительстве Бисмарка, создали систему со¬циального страхования рабочих, учитывающую все эти случаи.
В систему социального страхования, как его важнейшая часть, во-шло обязательное медицинское страхование, а система здравоохранения, возникшая на его основе, получила в истории название «Система здраво¬охранения Бисмарка», или просто медицинское страхование.
Подобные страховые законы были приняты в конце 19 века в боль-шинстве стран Европы и в их развитии прослеживаются тенденции, во многом сходные с развитием медицинского страхования в Германии. К на¬чалу 30-х годов 20 века обязательное медицинское страхование имело ме¬сто в большинстве развитых стран Европы. Страховые фонды оплачивали медицинские услуги, оказанные членам этих фондов. Причем формы и ме¬тоды оплаты были различными в разных странах, а также менялись с тече¬нием времени в одной стране. Такая модель здравоохранения (модель Бис¬марка) сохраняется и сегодня в таких странах, как Германия, Голландия, Австрия, Франция, Бельгия, Япония.
ИСТОРИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИИ
В развитии медицинского страхования в России можно выделить не-сколько периодов:
• 17-18 век — возникновение и развитие медицинского страхования как общественного института, связанного с социальным движением в среде ремесленников и наемных рабочих;
• 1883 — 1914 (1917) — принятие страховых законов и формиро-вание обязательного медицинского страхования и его учреждений как части системы социального страхования;
• с 1917 года до конца 20-х годов — свертывание медицинского страхова-ния в соответствии с политической, экономической ситуацией и по-требностями здравоохранения в стране.
Датой рождения страховой медицины в нашей стране стал 1912 год, когда третья Государственная Дума приняла закон о социальном страхо-вании. Этот закон распространялся только на работников фабрично- заводских, горных, железнодорожных и судоходных предприятий. Закон о страховании на случай болезни, являвшийся частью закона о социальном страховании, вводил так называемые больничные кассы, которые в одном из первых вариантов законопроекта носили название «сберегательные кас-сы обеспечения». Учредителями этих касс являлись владельцы предпри-ятий. Средства больничных касс складывались из взносов рабочих и вы-плат промышленников. Максимум вычета с рабочих был равен 3% зара-ботка, при большом числе участников кассы процент вычета уменьшался. Размер взносов владельца предприятия был определен в 2/3 суммы взно¬сов, взимаемых с рабочих.
Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в слу-чае болезни, увечья, родов и смерти. Точный размер пособий устанавли-вался общим собранием больничной кассы. Наряду с помощью самим за-страхованным по решению общих собраний больничных касс можно было оказывать помощь членам семей. У каждого участника больничной кассы имелось удостоверение, в котором перечислялись все члены семьи, нахо-дящиеся на его иждивении.
Однако, принятая в 1912 г. система страхования рабочих была весь-ма несовершенна и вызывала обоснованную критику даже на заседаниях Государственной Думы. Указанная система распространялась только на рабочих, занятых на сравнительно крупных предприятиях, которых в то время в России было очень немного. Кроме того, Закон не распространялся на Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию. В общем, из общего числа 13 млн. рабочих подлежало страхованию от несчастных случаев и по болезни только 2 млн., т.е. 15 % всех трудящихся. Кроме того, новый Закон был направлен во многом против интересов трудящихся. Достаточно сказать, что 60% всех расходов по страхованию вынуждены были оплачивать сами рабочие. Больничные кассы фактически занимались только страхованием от болезней и выдачей пособий.
Вокруг страховых законов 1912 г. развернулась экономическая и по¬литическая борьба, в которой активное участие принимали многие поли-тические партии и сами рабочие. Важнейшие требования рабочих в облас-ти социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А. Семашко на Пражской конференции РСДРП в январе 1912 года. Наиболее полно рабочая страховая программа была представлена в наказе представителям рабочих в страховом совете и страховых присутст-виях, который был в конце 1913 г. опубликован в газете «Пролетарская правда» и в журнале,»Вопросы страхования».
Эта программа имела решающее значение для создания в 1917 г. системы охраны здоровья, которая получила название «Рабочая страховая медицина».
При Временном Правительстве было разработано «Положение об изменении правил об обеспечении рабочих на случай болезни». На основа-нии этого положения был разработан и 25 июля 1917 г. принят новый за¬кон, регламентировавший медицинское страхование. Реформирование сис¬темы социального страхования и медицинского страхования как его части продолжалось в течение всего периода деятельности Временного прави-тельства и было, безусловно, прогрессивным, но осталось нереализован-ным.
30 октября 1917 г. Народным комиссариатом труда была объявлена страховая программа Советского правительства, в которой практически была повторена рабочая страховая программа, опубликованная в 1913 го-ду. В 1917 году был издан ряд декретов, в корне изменивших систему со-циального страхования — декрет о передаче больничным кассам лечебных учреждений, декрет о страховых присутствиях и страховом совете, о стра¬ховании на случай безработицы, о страховании на случай болезни.


В соответствии с декретами началось создание системы, получившей название «Рабочая страховая медицина». Больничные кассы развернули активную деятельность, и за короткое время была создана система лечеб-ных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную меди¬цинскую помощь. Рабочая страховая медицина была относительно само¬стоятельна, контролировалась лишь Народным комиссариатом труда в плане соблюдения законов, декретов, постановлений. Создание в июле 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения привело к существова-нию двух параллельных систем здравоохранения: «рабочей страховой ме¬дицины», подчиненной Народному комиссариату труда, и «советской ме¬дицины», созданной на основе земской и городской медицины и подчи-ненной Народному комиссариату здравоохранения. Это привело к тому, что было принято решение об объединении страховой медицины с обще-государственной. 18 февраля 1919 г. Совет народных комиссаров принял постановление «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения». Рабочая страховая медицина была ликвидирована и утверждена единая советская медицина. Одновре¬менно проходила реформа всей системы социального страхования, которая заменялась единой системой социального обеспечения.
Возрождение системы социального страхования и медицинского страхования как его части началось в 1921 г. в связи с Новой Экономиче-ской Политикой (НЭП). Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были опре-делены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие, связанные с ней виды обеспече¬ния: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. Установлен¬ные законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам здравоохранения: 10 % Наркомздраву и 90 % непосредственно гу¬бернским и местным органам для улучшения медицинской помощи за¬страхованным.
После окончания периода НЭПа отдельные элементы медицинского страхования продолжали существовать в советской системе социального страхования. За счет страховых средств финансировалось частично сана¬торно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и оздорови¬тельной работы на промышленных предприятиях.

Other Posts

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Тизерная сеть GlobalTeaser