ActionTeaser.ru - тизерная реклама

**Мировые системы финансирования здравоохранения Бюджетная система финансирования здравоохранения Социально-страховая и бюджетно-страховая системы финансирования здравоохранения Частно-страховая система финансирования

Успехи нашего отечественного здравоохранения советского периода признаны во всем мире. Это и эффективная борьба с распространенными инфекционными заболеваниями, и широкомасштабное развитие сети уч­реждений первичной медико-социальной помощи промышленным рабо­чим и жителям сельской местности, и четко организованная система меди- ко-санитарного обеспечения Армии в годы Великой Отечественной войны и многое другое.

Вместе с тем важнейший принцип бесплатности и общедоступности медицинской помощи населению в 80-х годах двадцатого столетия стал носить в значительной мере декларативный характер. Он был обусловлен проблемами, связанными с недостатками в планировании и финансирова­нии здравоохранения. Отягощенный экономическими сложностями и в по­следнее десятилетие кризисом государственный бюджет, который был в советской России единственным источником финансирования здравоохра­нения, не мог обеспечить декларированного государством уровня развития здравоохранения и укрепления здоровья нации.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения по поруче­нию ООН рассчитали минимальный уровень финансирования, необходи­мый для здравоохранения, — он должен составлять не менее 5 % валового внутреннего продукта (ВВП). США расходуют на здравоохранение 15 % ВВП, страны Европы — 7-9 % ВВП; в Советском Союзе самый большой расход на здравоохранение в начале 60-х годов 20 века составлял 6,7 % ВВП, в 70-80-е г.г. он снизился до 2,7 % ВВП, что свидетельствовало о кризисе отечественного здравоохранения.

Введение новой системы финансирования здравоохранения должно было обеспечить выход из кризиса. Так, в 1991 г. был принят Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», кото­рый представил принципиально новый механизм функционирования системы здравоохранения.

МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

В любом государстве система охраны здоровья может функцио­нировать лишь при условии потребления достаточного количества фи­нансовых ресурсов. Формирование и функционирование систем здраво­охранения в различных странах во многом зависит от размера и способа финансирования. В экономически развитых странах постоянно наблюдает­ся тенденция к увеличению средств, расходуемых на здравоохранение. Это связано не только с введением новых дорогостоящих методов профи­лактики, диагностики и лечения, но и с изменением приоритетов в подходе к проблемам здоровья и болезни. Так, здоровье стало рассматриваться как одна из главных ценностей.

В экономически развитых странах используются налоговый, страхо­вой и рыночный механизмы обеспечения населения высоким уровнем ме­дицинской помощи. При этом основными источниками финансирования являются:

  • Налоговые поступления в бюджет,
  • Средства Фондов обязательного и добровольного медицинского страхования,
  • Фонды частного страхования.

В зависимости от степени участия в финансовом обеспечении здра­воохранения государства, органов местного самоуправления, рабо­тодателем и граждан различают следующие виды систем финанси­рования здравоохранения: бюджетная, социально-страховая, бюд- жетно-страховая и частно-страховая.

Бюджетная система финансирования здравоохранения

Финансирование здравоохранения по бюджетной системе осуществ­ляется в Великобритании, Дании, Ирландии, Италии. Система охраны здо­ровья в этих странах характеризуется следующим:

  • Основная доля медицинских учреждений принадлежит государству;
  • Управление, планирование и финансирование здравоохранения осу­ществляется централизованно (центральными или местными органа­ми власти);
  • Доступностью для всех категорий населения медицинской помощи;
  • Финансирование обеспечивается из налоговых поступлений в госу­дарственный бюджет.

Бюджетное финансирование может осуществляться двумя путями:

  1. Прямыми государственными закупками услуг медицинских учреж­дений с последующим бесплатным распределением их среди насе­ления;
  2. Перечислением средств государственного бюджета в систему госу­дарственных страховых фондов или программ, которые действуют как страховые компании, т.е. зачисляют базовый страховой взнос, оплаченный из бюджета, на счет каждого жителя и ведут учет расхо­дов на медицинские услуги.

Существенным недостатком бюджетной системы является отсутст­вие механизма целевого назначения финансов, идущих на здравоохране­ние, как при формировании государственного бюджета, так и при распре­делении средств из него.


Социально-страховая и бюджетно-страховая системы финансиро­вания здравоохранения

Социально-страховая система финансирования функциони­рует в большинстве экономически развитых стран (Япония, Австралия, страны Западной Европы) и основана на принципах социального стра­хования населения. При этом сбор за страхование здоровья является ча­стью «социального сбора».

Источниками финансирования являются:

  1. Страховые взносы работодателей;
  2. Страховые взносы работников;
  3. Отчисления государства от общих или целевых бюджетных накоп­лений.

Соответственно, плательщиками страховых взносов являются рабо­тодатели, работники и государство.

Страховые платежи, отчисляемые в форме обязательных целевых взносов, поступают в территориальные организации (фонды) медицинско­го страхования.

В организации медицинского страхования важнейшая роль принад­лежит больничным страховым кассам. Больничная касса — это финансово- страховая организация, аккумулирующая страховые взносы плательщиков и оплачивающая из образующихся фондов медицинские услуги.

Страховые взносы носят обязательный характер для всех платель­щиков, но при этом не взимаются с лиц с низким доходом, а также с пен­сионеров. Страхование социально незащищенных групп населения финан­сируется за счет государственных социальных программ.

Бюджетно-страховая система финансирования построена также по принципу социального страхования, но роль государственного бюджета более значительна, чем в системе социально-страхового финансирования. Такой тип финансового обеспечения здравоохранения действует в Канаде, Швеции, Финляндии. Так, например, в Канаде на долю государственных субсидий приходится около 50% всех финансовых средств отрасли.

Частно-страховая система финансирования

В системе частного страхования здоровья основным источником фи­нансирования медицинской помощи являются страховые взносы в частные страховые компании. В настоящее время частно-страховая система финан­сирования здравоохранения функционирует в США, ЮАР, Люксембурге.

Деньги, накапливаемые в фондах компаний частного страхования, обеспечивают оплату всего или части медицинского обслуживания. Объем получаемых медицинских услуг или льгот зависит от размера страхового взноса: чем он выше, тем больший объем медицинских услуг может полу­чить застрахованный. Зависимость характера и объема медицинской по­мощи от размера взноса отличает частное страхование здоровья от соци­ального страхования, при котором действует принцип: здоровый платит за больного, молодой за старика, богатый за бедного.

Кроме частного страхования здоровья, в указанных странах имеются общественные программы охраны здоровья, которые финансируются госу­дарством.

Но в частно-страховой системе финансирования имеются проблемы, связанные с зависимостью качества и объема получаемой медицинской помощи от уровня доходов застрахованного.

Other Posts

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Тизерная сеть GlobalTeaser