ActionTeaser.ru - тизерная реклама

*Восьмой Шаг

Мы составили  список  всех тех  людей ,которым мы причинили зло , и приготовились  попросить у них  прощения  и возместить  ущерб

В своей книге  ,посвященной  чувству  вины ,д-р Джеймс Найт  рассказывает  историю  50-летнего  мужчины  из Колумбии  с деформированными  кистями рук;его пальцы  скрючены  так ,что кисти рук  имеют  форму ,называемую  «столярный  молоток» Когда  он был маленьким ,руки его были  нормальными  Деформация  появилась  в десятилетнем  возрасте  после того ,как его жестоко  избил дядя Однако мальчик стал инвалидом не в результате этих побоев  В тот же день ,все еще злой  за то ,что его избили ,он пришел к дому дяди , но дома никого не было  На крыльце  рядом с входной дверью  по обычаю  этих мест стояла  деревянная статуя его дяди ,предназначенная  охранять  дом  Взяв весло от каноэ ,мальчик ударил  им по статуе  в том месте ,где должно было  быть сердце  Статуя  разлетелась  на куски  Через несколько часов  мальчик  потерял способность  владеть обеими  руками .Тетя  сказала ему ,что может  помочь  восстановить  подвижность рук  до запястий ,но только не кисти рук . Через  нескольких недель  его руки выше  запястий  вновь  стали нормальными ,однако кисти  остались  в прежнем  состоянии ,продолжая  напоминать ему  о вине  за символическое  убийство  дяди

Хотя этот случай является  исключительным ,многие из нас  из-за чувства вины ,появившегося  в результате  наших поступков  по отношению  к друзьям ,близким  и даже  совершенно  незнакомым  людям ,идут  по жизни  эмоционально  и духовно  искалеченными  Возможно ,мы даже  не осознаем  этого ,однако наши  увечья  могут влиять  на взаимоотношения  с другими  людьми  и на исполнение  Божьей воли В каком-то  смысле мы продолжаем  находиться  в зависимости  от своего  эгоцентричного  прошлого

До Восьмого Шага  мы много  трудились  над тем, чтобы установить  новые взаимоотношения  с Богом  Теперь ,поставив Бога  в центр  своей жизни ,мы способны  по-новому  взглянуть  на себя  и на свои взаимоотношения  с другими людьми  Проанализировав  свое прошлое ,мы с готовностью  признали ,что многим людям  наступали  на ноги Фактически ,если мы  по-настоящему честны ,то можем  обнаружить ,что  наше желание  угождать  только себе  временами  превращало нас в «паровой каток»,особенно  если речь  заходила  о потребностях  и чувствах  близких  нам людей . Если бы кто-нибудь  спросил ,мы могли бы  ответить ,что были  очень  чуткими  по отношению  к людям  Однако  в ретроспективе  мы видим ,что во многих  случаях нас  волновали  только собственные  интересы  и наше «эго» О потребностях  других людей  мы имели  туманные  представления  Мы также видим ,что многие добрые  дела  мы совершали  только для того ,чтобы  доставить  удовольствие  самим себе

Мы искалечены  тем ,что из-за  неразрешенных  конфликтов  отрезали  себя  от других людей  Обиды  прошлого продолжают  причинять  нам боль Мы похожи  на замок ,окруженный рвом ,мост  через который  разрушен

В ходе  Четвертого  и Пятого Шагов  мы осознали ,какой вред  причинили  другим  Если мы действительно  подготовили себя  к тому ,чтобы Бог избавил  нас от наших  слабостей  и недостатков ,а потом попросили  Его сделать это, тогда напряженные  ситуации, спровоцированные  нашим  эгоцентризмом  ,станут  совершенно  очевидными Необходимо  перестать  оправдывать  себя

Успешное  завершение  Восьмого (составление  списка людей ,которым мы  причинили вред )и Девятого (реальная компенсация )Шагов  принесет  нам большое  облегчение  Однако есть  серьезная причина ,почему  эти шаги  не были  названы  ранее , и почему  мы нуждаемся  в том ,чтобы предыдущие  шаги были  завершены  прежде Восьмого Благодаря  этому  продвижению  вперед  мы обрели  смирение ,избавившись  от ощущения  собственной  значимости ,происходящей  из раздутого  эго Нам следовало  осуществить  духовное  движение  вперед ,прежде чем  составить  список тех ,кого мы  обидели  Без смирения  мы бы так  и пребывали  в своих  обидах Другими словами ,думая о тех  ,кто обидел нас , мы будем думать обо всех ,кого, возможно ,обидели  мы Некоторая  доля  смирения  позволит  нам взглянуть  на себя  более объективно

Кроме того ,наше новообретенное смирение  поможет  нам быть  более  проницательными  Давайте  подумаем  о случаях  из жизни ,когда нанесенные  обиды  были взаимными  Предположим ,это было  50 на 50 Кто то  обидел нас ,а мы  обидели  в ответ ,или наоборот Имея в виду  принцип «глаз за глаз,зуб за зуб ,руку за руку ,ногу за ногу ,обожжение  за обожжение ,рану  за рану ,ушиб за ушиб»(Исх 21:24-25) , мы вели счет на паритетных  началах ,забывая  о новозаветной  заповеди  Иисуса :

Вы слышали ,что сказано :око за око и зуб за зуб  А Я говорю вам :не противься  злому Но кто  ударит  тебя  в правую щеку  твою ,обрати  к нему  и другую ; и кто захочет  судиться  с тобою  и взять  у тебя рубашку ,отдай  ему и верхнюю  одежду;и кто принудит  тебя идти  с ним  одно  поприще ,иди с ним два (Мф. 5:38-41)

Участники  12-шаговых  программ  говорят  о строгости  к самим себе  и мягкости  к другим  ,в  точности  как заповедовал  Христос ,призывая  нас сосредоточиться  прежде всего  на собственных  ошибках (Мф.7:3-5) Пребывая  в таком духе , мы перечисляем  людей ,которых обидели ( и которые ,  возможно,  обидели нас),и выражаем  желание  компенсировать  нанесенный  им  вред  Что, если нам кажется ,будто люди из этого списка  не готовы  компенсировать  нанесенный  нам вред? Здесь речь  идет  не об том  Наша работа  в Восьмом  Шаге  заключается  в том ,чтобы просто  составить  список- независимо  от возможных  последствий  Составляя  в Восьмом Шаге  список ,мы даже  не думаем  о Девятом Шаге


Как было сказано  в главе  о Шестом Шаге ,богатый  юноша(Лк.18:18-30) был религиозным  человеком , и на его пути  к Иисусу  стояла  всего одна  преграда -его деньги  Однако  явная  любовь  к деньгам  удержала его  от следования  за Иисусом  и подтолкнула в противоположную сторону  Вскоре  после  этого  Иисус встретил  другого богатого человека ,Закхея (см ЛК . 19:1-9) Закхей  разительно  отличается  от богатого юноши  Читая эти истории , мы видим ,что юноша  был всеобщим  любимцем , о котором  многие  были  высокого мнения  и восхищались  им Несомненно ,его  считали  очень набожным  С другой стороны ,Закхей  был всеми  презираемым  сборщиком  налогов Учитывая  его маленький рост , мы можем предположить  ,что  у него  к тому же  был комплекс Наполеона Все знали,  что он был  обманщиком  и грешником  В отличие  от богатого юноши ,Закхей  ,должно быть ,чувствовал  душевную пустоту  Своими  действиями  он продемонстрировал ,что готов  на  многое  ради того ,чтобы следовать  за Иисусом

Во-первых ,Закхей  влез  на дерево  только для того ,чтобы лучше  видеть Господа  Потом,когда Иисус  попросил  его спуститься  и сказал ему ,что собирается  зайти в его дом ,Закхей  изложил  план  собственного  избавления  от всего того ,что разделяло  его с Иисусом  То ,что  он сделал ,было подобно Восьмому Шагу  Как написано ,Закхей  сказал  Иисусу :»Господи!половину  имения  моего  я отдам  нищим ,и,если  кого чем  обидел ,воздам  вчетверо «(Лк . 19:8)

Обратите внимание  на то ,что Иисус  не просил  Закхея  сделать это  Закхей  все сделал  по собственной  инициативе Во-первых ,он сказал , что половину  своего  имущества  раздаст  бедным  Однако вслед  за этим  он пошел намного  дальше  требований  Ветхого Завета (Лев .6:1-5;Чис.5:5-8), в соответствии  с которым  при возмещении  ущерба  следует  вернуть то ,что было взято  или присвоено  обманом , и прибавить  к этому одну  пятую часть  Вместо  20% Закхей  вызвался  выплатить 400% В отличие  от молодого  богача ,Закхей  рисковал  остаться  без единой  копейки  План Закхея  по возмещению  ущерба ,без сомнения ,изменил  его образ  жизни и, возможно, мог означать  переезд в меньший дом и отказ  от привычной  ему роскоши Однако  сделка  была для него  выгодна ,потому  что Закхей  был  заинтересован  в духовном  богатстве

Идея  возмещения  ущерба  названа  «реализованным  прощением» Джон У Дрейкфорд  сказал  о Закхее  следующее :

Существует  представление ,согласно  которому весь грех  совершается  против Бога , и только  Он может  простить  грехи мужчин и женщин  Однако Божье прощение -это одно ,а осознание  грешником  того факта ,что он прощен ,-совсем  другое .. Зачастую  для этого требуется  некий план  «возвращения »  ,прежде чем  мы испытаем  «реализованное  прощение «… Большинство  людей нуждается  в видимых  свидетельствах  прощения или в участии  в каком-либо  действии ,которое даст  им внутреннее  ощущение  того ,что они  исцелились

Есть другой  библейский  принцип  относительно возмещения  убытков ,который считается  истинным  с точки зрения  как Ветхого ,таи и Нового  Завета  Сводится он к следующему :чтобы быть  в правильных  отношениях с Богом ,следует  исправить  свои отношения  с ближним  Другими словами ,неразрешенные  противоречия  с другими  людьми  будут препятствовать  нашему сближению  с Богом

Иисус говорил  об этом  принципе  в Нагорной  проповеди:

Итак ,если ты принесешь  дар твой  к жертвеннику и там вспомнишь ,что брат твой  имеет  что-нибудь  против тебя ,оставь  там дар твой  пред жертвенником ,и пойди прежде  примирись  с братом  твоим ,и тогда  приди  и принеси дар твой( Мф.5:23-24)

Итак ,хотя  с одной  стороны  мы можем  сказать ,что,  работая  над первыми  семью  шагами ,мы должны  установить  новые взаимоотношения   с Богом ,из слов  Иисуса  совершенно  ясно ,что наши  проблемы  с другими  людьми  будут  препятствовать  нашему  сближению  с Богом  В 1 Послании  Иоанна  2:9-11 сказано :

Кто говорит ,что он во  свете ,а ненавидит  брата своего ,тот еще  во тьме  Кто любит брата  своего ,тот пребывает  во свете , и нет  в нем  соблазна  А кто  ненавидит  брата своего ,тот  находится  во тьме , и во тьме  ходит , и не знает ,куда идет ,потому что тьма  ослепила  ему глаза

В этом же Послании  сказано:

Кто говорит :»я люблю Бога «, а брата  своего  ненавидит ,тот лжец :ибо не  любящий  брата  своего ,которого  видит ,как может  любить Бога ,Которого не видит ?(1Ин 4:20)

Очевидно то,что Восьмой Шаг  также связан  с прощением  И поскольку  наши плохие  отношения  с другими людьми  стоят на пути  наших  близких  взаимоотношений  с  Богом ,то в соответствии  с Евангелием  от Матфея 6:14-15,мы должны  простить других  людей,чтобы Бог простил  нас


По словам Эммета Фокса:

Просто невозможно  иметь  хоть какой-то опыт общения  с Богом ,достойный того  ,чтобы  говорить  о нем… до тех пор ,пока вы не  избавились  от обиды  и обвинений  в адрес  своего брата  До тех  пор ,пока вы не готовы  избавиться  от такого  рода вещей ,ваши молитвы  будут  совершенно  неэффективными … Негодование ,обида ,желание  наказать  других людей  или увидеть  их наказанными ,желание  «расквитаться » ,чувство  «это послужит  им уроком «-все это образует  совершенно  непреодолимый  барьер  духовной  силе  и духовному росту

На этой стадии  мы можем начать  беспокоиться о том , простили  ли нас другие люди Но такие мысли преждевременны  В Восьмом Шаге  нашей  главной  целью должно стать  прощение  других людей  Только  так мы сможем  распознать  тот ущерб ,который  им нанесли ,и обрести  желание  возместить его  Это может  оказаться  трудным  делом

Выше мы упоминали о соотношении  50 на 50  как оправдании  нежелания  возмещать  ущерб Теперь  было бы  полезно  упомянуть  о праведном  гневе  В Евангелии  от Матфея 21:12-13  говорится  о том ,как Иисус  опрокинул  столы  менял  в храме  Иисус  был разгневан ,но все же Он  не согрешил  Мы тоже  можем думать , что у нас есть  причина  для праведного гнева ,в результате  чего мы  сердимся  на других людей  ,по-прежнему испытывая  по отношению  к ним  тяжелые  чувства и накапливая обиды  При этом мы уверены ,что все в порядке ,потому что  наш гнев  является  праведным Будьте осторожны с этим Очень возможно ,что из-за  раздутого  эго  и попыток  самооправдания  мы вводим самих себя  в заблуждение  Карсон  проводит  различия между гневом  Иисуса  и гневом ,к которому  более склонны  мы с вами :

…можно разгневаться  на грех  и несправедливость Однако  наша проблема  состоит  в том,  что мы негодуем  и гневаемся  не из-за  грехов  и несправедливости ,а из-за  обиды ,нанесенной  нам лично  Ни в одном  из случаев ,когда Иисус  гневался ,Его личное  эго  не было  вовлечено в конфликт  Более того ,когда Он был  несправедливо арестован ,когда с Ним  несправедливо  обращались ,незаконно били ,плевали на Него ,распинали , глумились ,когда у Него  действительно  были все  причины  вовлечь  Свое личное эго  в гнев ,тогда,  по словам Петра :»Будучи  злословим, Он не злословил  взаимно ;страдая ,не угрожал «(1 Пет 2:23)…Давайте  признаем ,что в целом  мы скоры  на гнев ,когда обидели  и оскорбили  лично нас,  и медленны  на гнев ,когда грех и несправедливость  процветают  в тех вопросах ,которые нас не касаются

Осуждение  других также  является  проблемой  Восьмого Шага Почему? Потому что  из-за своего  эгоцентризма  мы наделили  себя властью  судить  о мотивах ,движущих  другими людьми  Мы снова  играем  роль Бога ,полагая ,что можем  читать  чужие мысли Например ,завидуя  кому-то ,мы не называли  это завистью ;скорее мы предполагали ,что этот человек  сноб В один прекрасный день  мы поприветствовали его ,однако ответа  не последовало  Вместо этого человек нас проигнорировал  Мы предположили  ,что это был  снобизм ,что всего  лишь  подкрепило  наше  предыдущее мнение  Такое неуважение  рассердило нас ,мы  обиделись  и поэтому  начали  распускать  сплетни  об этом человеке  Мы не знали ,но Бог знал ,что этот  человек  только что получил дурное  известие  о ком-то из членов своей семьи  То, что мы приняли  за снобизм ,  не имело лично  к нам никакого  отношения ,однако  мы не поняли  этого ,  потому что  были слишком  сосредоточены  на самих  себе

Наше толкование  мотивов ,движущих  поступками других людей ,многое говорит  о нас самих  Поскольку  мы не можем  читать их мысли ,мы приписываем им мотивы ,которыми  руководствовались  бы сами  в подобной ситуации  Что мы действительно  видим в других  людях ,так это свои  собственные  ошибки и пороки  Все сводится  к поговорке: показывая  одним пальцем  на вас ,я тремя  другими  пальцами  показываю на себя Звучит  не очень приятно  Иисус  говорил  об этом  феномене  в Евангелии  от Матфея 7:1-5:

Не судите ,да не судимы будете ,ибо каким судом судите ,таким будете  судимы ; и какою мерой мерите ,такою  и вам будут  мерить И что ты смотришь  на сучок  в глазе  брата твоего ,а бревна  в твоем глазе  не чувствуешь ?Или  как скажешь  брату твоему :»дай,  я выну сучок  из глаза твоего «, а вот , в твоем  глазе  бревно? Лицемер !вынь прежде  бревно  из твоего  глаза  и тогда увидишь  ,как вынуть  сучок  из глаза  брата  твоего

Повторим еще раз:Восьмой Шаг -это не возмещение ущерба ,причиненного  другим людям  Это просто  перечисление  людей ,которым  мы должны  возместить ущерб , и поэтому  сначала  нам нужно  составить  такой  список  и подготовить  себя  к соответствующим  действиям  Начать  составлять  список  мы можем  так же, как в Четвертом Шаге  Перечень  обид  из Четвертого Шага  может указать  на тех людей ,которых следует внести в список ,составляемый  нами сейчас  Было бы полезно  поразмышлять  о людях  и о конфликтах ,которые  были у нас  в разные  периоды  жизни  Мы также можем определить  людей  по категориям  согласно тому ,откуда  мы их знаем ;например ,ближайшие  родственники ,знакомые ,коллеги  по работе ,друзья  детства Убедитесь в том ,что вы включили  в список  как живых ,так и умерших людей ,а также тех ,кого вы давно  потеряли из виду  и кого,  возможно ,никогда  больше не увидите  Этот шаг  может потребовать  некоторого времени  Начните  работу  над списком  с тех имен ,которые вы хорошо  помните  С течением  времени  вы вспомните  и других людей ,которых  также следует  включить  в список  Если вы  помолитесь  о водительстве ,Бог поможет  вам отбросить  ложную  гордость ,которая  в противном  случае  будет  препятствовать  вам ставить  в список  все необходимые  имена Помните ,цель Восьмого Шага  не в том ,чтобы начать  беспокоиться  о последующем  возмещении  ущерба Просто составьте список

Когда список  завершен ,приступайте  ко второй  части  шага : проявите  готовность  возместить  убытки  всем  Повторим  еще раз :это процесс  подготовки Это время  для подготовки  Это время  для прощения Это такой  же процесс ,через который  вы проходили в Шестом Шаге ,когда проявили  готовность  к тому  ,чтобы Бог  удалил  пороки  вашего характера  Ранее  было рекомендовано  включить  в список  имена тех ,кто  уже умер , и тех,  кого вы ,  возможно,  больше никогда  не увидите  Мы должны  подготовиться  к тому ,чтобы  возместить  убытки  и этим людям  Вопрос не в том,  можем ли мы  возместить  ущерб каждому  из них ;но мы  должны  быть готовы  сделать это  если такая возможность  представится  Помните ,мы делаем это  потому ,что хотим  быть ближе  к Богу,а не потому ,что чья-то жизнь  будет неполной ,если человек  не услышит наших извинений

Что будет удерживать  нас от готовности  возместить ущерб  каждому  человеку  из списка ?То же самое  ,что уводит  нас от Бога Это включает  в себя  желание  поступать  по своему ,а не по Божьей воле ,наше раздувшееся  эго ,  ложную гордость , нечестность ,эгоцентризм

Составив список  и подготовившись  к возмещению  убытков ,мы можем  приступить  к Девятому Шагу

Восьмой Шаг :Вопросы  для самоанализа  и обсуждения  в группе

1Чем отличаются  друг от друга  богатый юноша  и Закхей?

2Каким образом  то ,что мы  осуждаем  других людей ,может стать  для нас проблемой ?Можете ли вы  привести пример  из своего прошлого ,когда мы осудили  другого человека ,а потом узнали ,что  были  неправы?

3 В чем отличие  праведного гнева  от греховного? Можете ли вы привести  пример из своего  прошлого ,когда сначала думали ,что испытываете  праведный  гнев ,а потом  обнаружили  ,что просто согрешили?

4 Какое место  прощение  занимает  в Восьмом Шаге ?Почему ,согласно Библии ,мы не получаем  прощение, прежде чем  не простили сами?

5Каким образом наши отношения  с другими людьми влияют  на наши  отношения  с  Богом ?

6 В Послании к Евреям 8:12 и 10:17 говорится ,что Бог  забывает  наши грехи  и не вспоминает  о них  Можем  ли мы сделать  то же самое ,когда прощаем  других  людей? Что вы думаете  о следующем  утверждении : «Я прощу тебя ,но никогда не забуду  ,что ты сделал»?

7 Если мы уже  прощены Богом ,зачем возмещать  нанесенный  другим людям  ущерб?

8Когда я размышлял  о Восьмом Шаге, …оказался  тем человеком ,про которого  я никогда  не думал ,что должен  включить его в свой список ,потому что….

Other Posts

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Тизерная сеть GlobalTeaser