ActionTeaser.ru - тизерная реклама

Четвертый Шаг

Мы глубоко и бесстрашно  исследовали себя  с нравственной точки зрения

Приняв решение  передать  свою жизнь  в руки  Бога ,мы готовы  бесстрашно  взглянуть на самих себя  В сущности  ,идея «инвентаризации » для множества  церковных  групп  непривычна ,хотя ей  следует  большинство  христиан  Просто  христиане  используют  для  этого другое слово  В конце концов ,не просим  ли мы  прощения за свои грехи ?И если  мы просим  прощения  за конкретные грехи ,то сначала  должны осознать ,что это за грех Осознание  греха приходит  ,когда мы сравниваем  себя с Иисусом В результате  такого  сравнения  мы увидим  ,в чем состоит  наше преступление , и поймем ,почему Иисус умер за нас  на кресте Именно  по этой причине  перед принятием  причастия  требуется  исследовать  самих себя «Да испытывает же себя человек , и таким образом  пусть ест от хлеба  сего  и пьет  из чаши  сей»(1 Кор 11:28)

Принцип  самоанализа  или нравственной  инвентаризации  также  просматривается  в истории  блудного сына  Третий шаг  соответствует  решению  сына пойти домой  к отцу  Принцип Четвертого Шага  вытекает  непосредственно  из того решения  ,суть которого  изложена  в Евангелии  от Луки 15:18-19

Встану ,пойду  к отцу моему  и скажу ему:отце !я согрешил  против неба  и пред тобою и уже  недостоин  называться  сыном твоим ; прими меня  в число  наемников  твоих

Вы видите  ,что умирающий  от голода сын  исследует  самого себя  после того ,как он принял  решение  направиться домой  к своему отцу  Если бы было  зеркало,предлагающее  заглянуть  в самого себя ,то наверняка  сыну был бы  противен тот , чье отражение  он бы там  увидел  Он знает ,что человек ,смотрящий  на него  из зеркала ,был бы другим ,если бы  никогда  не покидал отцовского дома  Однако он оставил дом , и теперь понимает ,что его  отвращение  к самому себе  есть прямое  следствие  его собственного  своеволия  Он также признает ,насколько  лучше ему  было бы  дома  с отцом,даже если бы  он занимал  более низкое  положение  среди  домочадцев отца

Четвертый Шаг  сводится  к следующему :»Я знаю ,где нахожусь , и знаю ,куда бы  я хотел пойти  Сейчас  перед покаянием  я хочу ,прежде всего ,разобраться , почему  я покинул  дом » Сын  смотрит  на свои прошлые  действия  и знает ,что он должен  сказать : он должен  признать ,что был неправ Четвертый Шаг  не является  таким признанием ; скорее ,это процесс  исследования  самого себя  ,который  происходит  внутри  личности  прежде такого признания

Используя  понятия  самоанализа  или инвентаризации ,мы можем  поразмышлять  о том ,что делает  розничный  торговец ,приступая  к подобной работе  Всем  нам знакомы  магазины ,временно  закрытые  на переучет ,а,может ,мы сами  присутствовали  на подобном  мероприятии  Задача продавца  заключается в том , чтобы  пересчитать  весь наличный товар  То же самое  мы делаем  в Четвертом Шаге ,только  все это  касается  нашей  собственной жизни Мы пересчитываем все,  что стало частью нас ,сделав  нас теми ,кем мы теперь  являемся  В соответствии  с этим шагом ,инвентаризация  должна стать  «исследованием «,означающим ,что мы будем  обстоятельны  в своей работе ,уверенные ,что заглянули  в те уголки  нашей души ,в которых  наше прошлое  могло зарасти паутиной  Помимо  этого ,инвентаризация  должна быть  «бесстрашной», так как то ,что мы найдем  под этой паутиной ,может  оказаться  тем самым ,чего мы всегда  избегали  и что  долгое время  нарывало внутри нас

Четвертый Шаг  не следует  путать с верой  гуманистов  в то ,что счастье  заключается  в самопознании  Такое самопознание  может привести  человека  только  к еще большей  сосредоточенности  на самом себе  И поскольку  мы уже знаем ,что источник  наших  проблем- это наш эгоцентризм ,то не хотим  еще больше  сосредотачиваться  на этом  Мы хотим идти  по направлению  к Богу ,прочь от себя  Таким образом ,мы проводим  инвентаризацию  с целью  обнажить  корни  нашего  эгоцентризма  и прошлых грехов ,то есть всего  того, что уводило  нас от Бога Так мы можем  приблизиться  к Богу  и обрести  удовлетворение ,которое  Он предлагает ,когда  мы пытаемся  не повторять  одни и те  же ошибки

Необходимо  также понять ,что Четвертый Шаг  является  инвентаризацией  самих себя , а не кого-то  другого  Намного проще  возложить  вину на кого-то еще ,однако  Четвертый Шаг  не предполагает  такого  варианта защиты  Более подробно мы  обсудим  этот феномен в главе  ,посвященной Восьмому Шагу

Четвертый Шаг  говорит о «нравственной» инвентаризации; слово  «нравственный»  связано  с определением  границ  между  правильным  и неправильным  При этом возникает  такой вопрос : должны ли  мы  в процессе  Четвертого Шага  составить  дебетно-кредитный  список  или только  перечислить  свои  долги? Поскольку  под инвентаризацией  понимается  перечень всего ,что есть  в наличии ,возможно ,будет  правильно  включить  в список  и плохое ,и хорошее  Встречаются  такие люди ,которые  в процессе  Четвертого Шага  останавливаются  только  на отрицательных  сторонах  своей жизни  и в итоге  приходят  к выводу ,будто они  ни на что  не годятся  и не достойны  искупления  Однако  назначение этого шага  -дать себе честную  оценку  с целью  приблизиться  к Богу ,а не унизить  себя настолько ,чтобы  вообще  потерять  способность  ходить  Люди ,ищущие  скорее  унижения  ,чем смирения ,должны  по-другому  взглянуть  на отца  из притчи  о блудном сыне  Бог не  желает  унизить  своих  детей

Но есть  ли смысл в том ,чтобы  вспоминать  об отдельных  событиях  прошлого ,память  о которых  уже умерла? Если мы верим  ,что Бог  прощает  и забывает наши грехи , то почему мы  должны делать  Четвертый Шаг?

Цель этого  шага не в том ,чтобы копаться  в вещах ,о которых  лучше забыть  Но если мы  исследуем  себя  глубоко  и бесстрашно ,то поймем  следующее : хотя  мы и не думали  день за днем  о некоторых  негативных  сторонах  нашего прошлого ,они по-прежнему  могут  влиять  на наше  восприятие Бога  и повседневные  взаимоотношения  с другими  людьми Например ,из-за преследующего  нас  чувства  вины  мы возводим  вокруг  себя  некие барьеры  Или,возможно ,мы сохраняем чувство обиды ,так как  не смогли  простить  кого-то за реальный или воображаемый  проступок Таким  образом ,цель этого Шага -не увязнуть  в прошлом ,а достать из шкафа  скелеты ,мешающие  нам реализовать  заложенный  в нас Богом потенциал

Четвертый Шаг  также позволит  нам сосредоточиться  на том ,что характеризует  главную проблему , перед которой  мы оказались бессильны , и которая  была определена  в Первом Шаге  Зная суть  вашей  проблемы ,вы сможете  увидеть  некоторые  «почему» , лежащие  в ее основании  Например ,люди ,страдающие  перееданием ,могут обнаружить ,что проблемы  с самолюбием  привели  к ощущению  пустоты , которую они  пытались  заполнить едой  Сплетники  могут обнаружить ,что, распространяя  дурные  слухи,  они пытаются  унизить  одного человека  в глазах  другого  Они могут  понять ,что делают  это из-за  низкой  самооценки ,заставляющей  их опускать  окружающих  до своего собственного  уровня

Теодор У. Дженнингс-младший пишет  о том ,что  значит покаяние

Это не бездумное  перечисление  воображаемых  проступков ,а осмысленная  оценка  собственного  состояния  Мы не должны  испытывать  затруднения  в определении того, в чем именно  необходимо  покаяться  Мы просто думаем  о конкретных  способах  ,посредством  которых  сопротивляемся  свободе ,обретенной  во Христе …способах ,посредством  которых  непрерывно  воюем  с призывами к свободе ; способах ,посредством  которых  мы связаны  обидами , завистью и враждебностью

Он продолжает:

Мы боимся  оказаться  отверженными  ,и поэтому  несвободны  для любви Мы боимся  быть покинутыми  , и поэтому   стремимся  контролировать  тех ,кто нас любит ,убивая  их любовь  или  обесценивая ее В своем  страхе  быть  оставленными ,мы превращаем  самих себя  в одиночек  Мы боимся ,что люди  будут  сторониться  нас,  если узнают  о нас правду ,поэтому  прячемся  за масками  и становимся  еще более  одинокими ,чем  если бы  нас действительно  избегали Мы  парализуем  себя страхом ,беспокойством  и скрытым  ужасом  Мы сами  держим  себя под замком

Мы думаем ,что любовь  недостаточно хорошо ,и предаемся  зависти  и не знаем  ни любви ,ни мира  Мы думаем ,что удачи  окружающих  станут  нашими  неудачами , поэтому  мы недовольны …Мы  рабы своего страха ,своего  чувства обиды ,  своего  беспокойства

Мы наполняем  этим даже  свою религию  Мы  прячемся  от Бога  за своей  нравственностью , за своей праведностью  Мы бежим  от Бога ,становясь  набожными  Мы используем  язык веры ,чтобы скрыть  свое неверие  Мы используем  имя  Иисуса ,чтобы поклоняться  идолу ,созданному  нашим  собственным  воображением ..Мы сделали  Бога  символом  нашего беспокойства ,страха  и обиды

Все это следует  высказать  Это то ,что разрушает  нас

Настоятельно  рекомендуется  проделать  этот шаг письменно  Другой способ -просто сесть  и мысленно  оценить  себя  Однако,  делая это ,легко забыть  некоторые  события  своего  прошлого ,которые  следовало  бы помнить  Изложение  мыслей  на бумаге  является  одним  из способов  размышления  Когда вы начнете  писать  на определенную тему ,многие  ее аспекты  начнут приходить вам на ум Вы сами скажете  себе: «Я не думал об этом  многие годы » Письменное  изложение  делает  все более  конкретным Письменный  текст сильно  отличается  от неоформившихся мыслей  на ту же тему  Через письменное изложение  мы переводим  нечто  абстрактное  в категорию  конкретного  В том же тоне  Дженнингс  говорит ,как важно  называть  вещи своими именами

Часто психотерапия  помогает  людям назвать  свои страхи ,свои воспоминания ,свои чувства , свои отношения  Не назвав  вещи своими  именами ,мы не можем  адекватно  относиться  к себе  и к другим людям

Через письменное  изложение  аспектов  нашей жизни  мы обретаем  способность  называть  вещи своими  именами  и тем самым  смотреть  на них объективно

Поскольку  Дженнингс  использовал  слово «психотерапия «,важно подчеркнуть ,что подготовка  к покаянию  в этом шаге  и действительное  покаяние  в Пятом Шаге  имеют  отношение  скорее  к духовности ,чем к психологии На самом деле ,очень опасно  рассматривать  шаги  исключительно  с психологической  точки зрения  Подробнее этот вопрос  обсуждается  в следующей главе  Обращаясь к этой  теме , А. Сноек сказал :

Никто  не должен  требовать  исследования  совести  в скрытых  структурах ,воздействующих  на нашу жизнь  помимо  нашей волей  Такое  исследование  не является  рассмотрением  глубин  психологии ,прослеживающим  все сопутствующие  обстоятельства ,оказавшие  некоторое  воздействие  на принятие  греховных  решений  в нашей  жизни  Такие  сопутствующие  обстоятельства  как инстинкты ,естественные  побуждения , навязчивые идеи ,окольные  пути  неконтролируемого   и неуправляемого  направления  чувств , проходящих  через мрак  подсознания ,являются  тем,  над чем  сознание  не будет  иметь силы и о чем  здравый  рассудок  ничего  не знает

Если вы  убеждены  в необходимости  Четвертого  Шага ,то с чего  вы начнете ?Книга  Анонимных  Алкоголиков  предлагает  составить  список обид  Согласно  этой книге ,обиды-это преступники  «номер один» Латинское  слово «resent» (обижаться) состоит  из приставки «re»(«снова «)  и глагола  «sentire»(«чувствовать «) Таким образом ,чувствуя  обиду ,мы вновь  испытываем  боль или унижение  Даже если  эти события имели место  много лет назад ,мы переживаем  их заново  и возвращаемся  к ним ,как если бы  они  произошли  только что  Мы думаем  о человеке ,причинившем  нам боль ,и желаем  свести  счеты  ,как будто это событие  произошло  только что  Таким  образом , мы позволяем  человеку ,на которого  обижены ,контролировать  наши мысли  и мешать  нам приближаться к Богу Возможно ,это одна  из причин ,почему  Иисус  убеждал  Своих  последователей  молиться  за врагов (Лк.6:27-28)

Идея выполнить Четвертый Шаг  ,составив  список  обид ,вытекает  отчасти  из того  факта ,что мы можем многое  узнать  о самих себе ,исследуя  причины обид  на конкретных  людей

Книга «Анонимные Алкоголики » предлагает  проделать  Четвертый Шаг,составив  таблицу  из трех  колонок (я обижен на ,причины, влияние на меня)

Более  подробно этот метод  изложен в книге «Анонимные Алкоголики «

Более глубокий  подход  к Четвертому Шагу  можно найти в учебнике  «Двенадцать шагов  к Богу  Учебное  руководство » издательства  Quarry Press

Без сомнения  ,есть много  других подходов  к реализации  Четвертого Шага ,однако сейчас  мы рассмотрим  только еще один  Этот подход  может быть  осуществлен  наряду  с двумя  описанными  выше Он включает  в себя поэтапное  письменное  изложение  своей жизни

Когда вы думаете  о своем  прошлом ,ваш разум автоматически  подразделяет  его на части  Границы  между частями -это различные вехи  вашей жизни , такие как  переезд  из одного места  в другое ,окончание  учебы ,свадьба ,рождение детей , смена работы  Размышляя  о своей жизни  в хронологической  последовательности ,начните  описывать  первую часть своей  жизни  в обычной  общей  тетради  Закончив  первую часть ,приступаете   к следующей  С помощью этого  методы вы обнаружите ,что процесс  написания  действительно  пробуждает  много воспоминаний Вы сможете  также  заметить ,что будет  очень просто  включить  в каждую из частей  список обид

Не рекомендуется  пытаться  проделать  Четвертый  Шаг  за один день Потенциально  он может  вызвать  физическую  и духовную  усталость  ; к тому же  может пострадать  качество  вашей  нравственной  инвентаризации  Если вы будете  уделять  своей  нравственной  инвентаризации  по 15-30 минут  в день  , то даже  наряду  с другими  делами  вы будете  часто  ловить  себя  на мысли  о том ,что список  обид  можно пополнить  чем-то еще  На это может  уйти  несколько  дней  или  даже недель ,однако  конечный  результат  будет действительно  стоить  ваших поисков  и бесстрашия

Неважно ,какой метод  вы изберете  для Четвертого Шага ; помните  цель ,которую  вы преследуете : перейти  от эгоцентризма  к Богоцентризму  и помочь  себе  следовать  решению  ,принятому  в Третьем Шаге  Поэтому ,хотя Четвертый шаг и предполагает  самостоятельное  действие ,вам не следует  совершать  этот  шаг  в одиночку ; молитвенные  просьбы  о помощи  и водительстве  в вашей  инвентаризации  сделают этот путь проще

Когда  вы должны  проделать Четвертый шаг? На этот вопрос  нет определенного ответа  Некоторые люди  завершают  Четвертый Шаг вскоре  после  начала  12-шаговой  программы  Позднее ,в результате  дальнейшего  прозрения  в духовных  вопросах Второго и Третьего  Шагов ,те же самые  люди  повторяют  Четвертый Шаг В самом деле ,если человек  позднее  понимает ,что он не был  бесстрашен  и проницателен ,то этот шаг  было бы  полезно  повторить Но это вовсе  не обязательно  ,если человек  действительно  завершил  его Как вы увидите  впоследствии  ,Десятый Шаг  предполагает  постоянную  инвентаризацию Однако  прежде  нам следует  поговорить  о том, что делать  с информацией ,полученной  в результате  успешно  пройденного  Четвертого Шага Здесь мы полходим  к Шагу Пятому

Четвертый Шаг :Вопросы  для  самоанализа  и обсуждения  в групп

1Как блудный сын  понял ,что перед тем ,как вернуться  к отцу , он должен  покаяться  перед ним ?

2Почему в 1 Послании  к Коринфянам 11:28 христианам  рекомендуется  исследовать  себя  перед принятием  причастия ?

3 Как вы думаете ,какую духовную пользу  вы получите от процесса  самоанализа ?

4 Подумайте  о конкретном  случае  или о ряде  случаев ,которые до сих пор  влияют  на ваше  поведение  Каким образом  они могут  помешать  вам приблизиться  к Богу?

5 В чем разница  между Четвертым  Шагом и  процессом ,через который  человек  может проходить  с психологом  или психотерапевтом ?

6 В чем заключается  польза  составления  списка  своих  «долгов »  и своих  положительных  поступков  в Четвертом Шаге ?

7 Говоря  о покаянии ,писатель Теодор У. Дженнингс-младший  отметил ,что страх  заставляет  людей  сажать  самих себя  «под замок»  Насколько  это верно  в вашем  случае ?Каким образом  осознание  этого факта  помогает вам  понять  ,что именно  вы должны  включить в Четвертый Шаг?

8 Что значит  слово «обида «?Как понимание  значения  этого слова  может помочь  вам составить  список  обид?

Other Posts

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Тизерная сеть GlobalTeaser